Доступная среда
Интернет-ссылки на паспорта доступности
МАОУСОШ № 8 http://school8str.moy.su/doc/pasport.doc
СП МАОУСОШ №8 д/с № 15 «Теремок» http://teremok2010.caduk.ru/DswMedia/pasport.zip
Инклюзивное образование в МА ОУ СОШ №8
МАОУСОШ № 8 была включена в программу «Доступная среда» неслучайно. В школе уже создавалась база для организации инклюзивного образования, а именно с 1992 года в школе открыты классы для детей с нарушением зрения, которые переходили из МДОУ № 15, имеющего специализированные группы.
В школе работал ортоптический кабинет, где дети проходили ортоптическое обследование и профилактическое лечение. В учебные планы классов для детей с нарушениями зрения включён блок коррекционной подготовки, адаптирующий их к социуму: охрана и развитие зрения и зрительного восприятия, социально-бытовая ориентировка. По окончании начальной школы учащиеся данных классов переводятся в общеобразовательные классы и успешно адаптируются, что доказывается результатами, ежегодно проводимыми психолого-педагогических мониторингов.
С 1997 года в школе открыты классы для детей с тяжёлыми нарушениями речи (ТНР). Продолжительность обучения детей в классах с ТНР возможна до окончания основной школы. Учебные занятия для этих категорий детей организуются по общеобразовательным программам с добавлением занятий коррекционной направленности и с учётом индивидуальных особенностей детей, что возможно при наполняемости класса до 12 человек.
Из общей массы учащихся 3,4 % учеников имеют инвалидность по разным видам заболеваний: это зрение, ТНР (как мы уже упоминали ранее), а также ДЦП, сахарный диабет и другие и 12,4% учеников c ОВЗ без инвалидности.
На домашнем обучении находятся 1,4 % учеников школы; некоторые из учащихся получают образование на базе школы по индивидуальному плану. Образовательная среда школы способствует организации обучения этих детей в школе.
Учебные планы, реализуемые в нашем образовательном учреждении, включают принципы инклюзивного образования. В нашем педагогическом процессе (в учебной и внеурочной деятельности) в отдельных классах созданы условия для полной инклюзии, а в других - для частичной или временной.
Педагоги нашей школы убеждены, что инклюзия - это подход, при котором учитывается все особенности учеников. Учебные планы разработаны с учётом способностей и потребностей учащихся, при этом очень важна роль учителей и специалистов. Учителя оказывают индивидуальную поддержку всем ученикам школы.
Гибкое расписание, работа с родителями, взаимодействие с общественными организациями, совместная внеклассная работа - это несколько способов, которые помогают педагогам выстраивать свою работу, учитывая интересы и нужды детей, способствовать тому, чтобы дети с ОВЗ получали необходимые услуги и поддержку.
В 2010 - 2011 учебном году дети речевого класса были выведены в 4 общеобразовательный класс, в котором работал педагог, имеющий логопедическое образование, высшую квалификационную категорию, а также опыт работы с детьми с ОВЗ.
Результаты работы в этом классе показали, что учащиеся с ТНР хорошо адаптировались к условиям обучения в общеобразовательном классе и получили хорошие результаты по окончании начальной школы. Некоторые из них стали победителями олимпиады муниципального уровня по математике.
Большое внимание в школе уделяется организации внеурочной деятельности. Ученики нашей школы принимают активное участие во внеклассных мероприятиях, таких как «Битва хоров», «Конкурс чтецов», «Конкурс декоративно-прикладного искусства», спортивные состязания, танцевальные конкурсы, военно-патриотический конкурс и др. Эти конкурсы проводятся на разных уровнях: школьном, муниципальном и областном. Активными участниками этих мероприятий становятся и дети с ОВЗ, которые занимают призовые места.
Для трансляции педагогического опыта на базе МАОУСОШ № 8 были организованы обучающие семинары с приглашением специалистов из НИРО, проводились открытые уроки в классах для детей с ОВЗ.
Материально-техническое оснащение нашей школы соответствует предъявляемым требованиям, за исключением устройства лифта, но имеется пандус. Имеется специальное медицинское оборудование и специально оборудованные рабочие места, хореографический класс, изостудия, кабинет логопеда, кабинет психолога.
Системообразующим компонентом психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образования является деятельность психолого-медико-педагогического консилиума, созданного в школе. Учителя, которые входят в него, тесно сотрудничают с ГОУ ЦПМСС № 15, расположенным в нашем городе.
В рамках инклюзивного образования в работе школьного ПМПк планируется выделить новые задачи деятельности, связанные непосредственно с опытом инклюзивной практики.
В этом учебном году наше образовательное учреждение является ресурсным центром в районе по работе с детьми с ОВЗ в рамках инклюзивного образования.